РМО педагогов русского языка и литературы

 Медиаобразование как средство формирования метапредметных, предметных и личностных компетенций учащихся

Предлагаем изучить материалы разных авторов по теме 


ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко, Е. А. Медиаграмотность и информационная культура в современной школе / Е. А. Бондаренко // Интернет-журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» — 2013. — № 7. — Режим доступа: http://mic.org.ru/new/239- mediagramotnost-i-informatsionnayakultura-v-sovremennoj-rossijskoj-shkole. — Дата доступа: 09.06.2020.

2. Галченков, А. С. Школьные медиаресурсы и их использование в учебном процессе / А. С. Галченков // Медиаобразование. – 2010. – №1.

3. Запрудскі, М. І. Медыяадукацыя ў школе : фарміраванне медыяграматнасці вучняў: дапаможнік для настаўнікаў / М. І. Запрудскі, А. А. Палейка, А. У. Радзевіч, Т. П. Мацкевіч [і інш.]; пад рэд. М. І. Запрудскага. – Мінск. – 2016. – 336 с.

4. Засим, О. А. Медиакультура : сущность, значение, внедрение в систему современного образования / О. А. Засим //Адукацыя і выхаванне. – 2015. – № 8. – С. 7.

5. Лапкин, В. С. Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы / В. С. Лапкин. – 2019.

6. Матэрыялы Міжнароднай інтэрнэт канферэнцыі «МEDIAадукацыя : міжнародны досвед, практыка, перспектывы» (г. Минск, 14 кастрычніка 2019 года) / Дзяржаўная ўстанова адукацыі «Акадэмія паслядыпломнай адукацыі», г. Мінск, вул. Някрасава, 20.

7. Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1 / Гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая российская энциклопедия, 1993. – С. 555.

8. Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса и формирования информационной культуры учащихся. [Электронный ресурс]. -2018.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iro.gomel.by/images/doc/konferencii/media.pdf. - Дата доступа: 15. 06.2020.

9. Медыяадукацыя ў сучаснай школе : зборнік навуковаметадычных артыкулаў / Т. Ваврава, М. Запрудскі [і інш.]. – Мінск, 2016. – 91 с. 17

10. Нечитайлова, Е. В. Медиатекст как основа развития критического мышления школьников / Е. В. Нечитайлова // Проблемы современного образования. – 2011. – № 5. – С.89-

1. Лозицкая Алла Николаевна, директор учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Столина». Источник: https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/pedagogi-o-svoey-rabote/o-sistemnom-mediaobrazovanii/

Сегодня наши дети сталкиваются с огромным объемом информации, в том числе виртуальной. Мы, взрослые, и в первую очередь, педагоги, хорошо понимаем: нужно научить ребят жить в новом, информационно насыщенном мире, правильно ориентироваться в нем. Иногда прибегают к такому сравнению: взрослые не выпускают ребенка на улицу, не обучив его правилам дорожного движения. В информационном мире тоже существуют свои правила и законы, и им следует обучать. На это направлено медиаобразование, целями которого являются информационная безопасность обучающихся; формирование у них механизмов защиты от вредной, недобросовестной информации; воспитание медиакультуры и медиаграмотность, связанная в первую очередь с умением анализировать информацию.

Осознание необходимости медиаобразования, очевидно, присутствует в обществе. Несомненно, что система общего среднего образования обладает в этом смысле большим потенциалом: при определённых организационно-педагогических условиях здесь может быть успешно реализована практическая модель системного медиаобразования. Подтверждением является деятельность более чем 40 учреждений общего среднего образования во всех регионах Республики Беларусь в рамках инновационных проектов по медиаобразованию под руководством специалистов Академии последипломного образования и Национального института образования. Одним из участников проектов является и наша школа, где медиаобразование осуществляется целенаправленно и многоуровнево в течение семи лет.

Системное медиаобразование в нашем учреждении реализуется через интеграцию в программное содержание всех учебных предметов, факультативных занятий, проектно-исследовательскую деятельность, а также систему воспитательной работы (школьное телевидение, пресс-центр и другие информационные проекты). Интеграция медиаобразования в урочную и внеурочную деятельность позволяет использовать разные источники учебной информации, создавать учебные медиапродукты и т.д. При этом формируются не только предметные компетенции, но и компетенции личностные, а также метапредметные. Системное медиаобразование является эффективным средством и для развития читательской грамотности.

Результаты нашей деятельности легли в основу статей, обсуждения на конференциях, стали предметом научного исследования. Опытом медиаобразования мы делимся на курсах и семинарах в АПО, еще и еще раз убеждаясь в особой актуальности этой темы.

 

2) ИСТОЧНИК: МГИРО http://iso.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=45791

 

Медиаобразование (media education) - процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

  Медиакомпетентность педагога (educator’s media competence) – совокупность его мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, информационный, методический, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих медиаобразовательной деятельности в аудитории различного возраста.

  Медиаграмотность — совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах.

Медиакультура (media culture) – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

  Медиатекст (media text, media construct) – сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.). (Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. - 2000. - № 2. - С. 33-38.).

 

3 )Источник: Сайт ГУО «Гимназия г. Буда-Кошелево»

https://gymnbk.schools.by/pages/formirovanie-metapredmetnyh-kompetentsij-v-uslovijah-sovremennogo-obrazovanija

Формирование метапредметных компетенций в условиях современного образования

"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант).

 

Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, поэтому необходимо обучать способам работы с ней.

Современное общество требует от школы  не столько дать ребенку как можно больше знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является условием достижения высокого качества образования. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

В результате изучения всех предметов у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (универсальные учебные действия) как основа умения учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия—это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ученика, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее предметного содержания.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

 Данный подход  успешно развивается в начальной школе на уроках, на внеурочной деятельности. Он предполагает, что обучающийся не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний, и я уверена, что вы увидите это на уроках наших учителей.

Такое обучение личностно ориентировано и имеет следующие преимущества:

 

характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах обучения;

позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Формируя метапредметные умения, педагог тем самым организует образовательное движение учащегося в разных полях предметного знания: ученик не заучивает информацию, но присваивает разные культурные способы работы со знанием.

 При использовании метапредметных технологий, (технологий развающих метапредметные умения) в образовательном процессе учитель должен уметь сценировать, создавать урок.

Метапредметные умения- это надпредметные умения, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, – это обобщённый способ действий, который позволяет самостоятельно организовать образовательный процесс, включающий в себя элементы алгоритмизации и рефлексию действий.

       Можно выделить несколько групп метапредметных умений.

Прежде всего:

- это умение планировать собственную деятельность,

- самостоятельно проанализировать задачу и условия, в которых она предъявляется,

- суметь сопоставить содержание задачи со своими знаниями и умениями,

- оценить собственные действия,

- в случае необходимости скорректировать их.

Вашему вниманию представляется перечень основных отличий современной школы от классической. Во время сценирования урока на первый план выходит  не предметная тема, как то происходит при планировании урока, а ситуация учения-обучения. Предметом преобразования становится сама форма организации совместной работы учителя-ученика. Учитель, реализуя сценарную технологию, работает именно не со способностями учащихся, с передачей информации и не с умениями-навыками.

Целью урока, на котором формируются метапредметные умения – являются:

 - ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся,

 - умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

 - создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса.

 - формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей;

 - формирование у  ученика понимания   того, какими способами он достиг нового знания и  какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.

 

  Целеполагание является обязательным элементом урока.

         Итак, метапредметный урок -  это урок, на котором:

 - происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире. - обязательно  происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями  и, соответственно,  деятельностных единиц содержания.

- школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы,  которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.

С помощью метапредметного урока и внеурочной деятельности:

- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;

- учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на помогает составить алгоритм своей деятельности "для будущих поколений".

Основными признаками метапредметного урока и внеурочной деятельности являются:

  - Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся

  - Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.

   - Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.

 Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.

 «Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться» М. Леонтьева, главный редактор издательства «Просвещение».

Подводя итог, хочется вспомнить слова Василия Александровича Сухомлинского, который говорил, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества.

Метапредметный урок  позволяет знакомить детей с каждым предметом в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися.

 

4) ИСТОЧНИК: http://io.nios.ru/articles2/97/mediaobrazovanie-seychas-trend

 

Кузменкина Людмила Анатольевна, редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

«Медиаобразование – сейчас тренд»!

Российская педагогическая энциклопедия определяет медиаобразование (от английского «education» и латинского «media») как «направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования — подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий».

 

Однако есть и другие определения этого модного сейчас термина. Чтобы развеять сомнения и понять, что же такое медиаобразование, медиабезопасность, можно ли с помощью медиаобразования заниматься воспитанием личности в школе и где готовят медиапедагогов, мы обратились к Ирине Геннадьевне Катенёвой, кандидату филологических наук, доценту кафедры журналистики Новосибирского государственного педагогического университета. Кроме того, Ирина Геннадьевна является тьютором магистерской программы «Медиаобразование» в НГПУ.

Учимся критически мыслить или «снимать с ушей лапшу»

 

– Ирина Геннадьевна, что такое медиаобразование?

 

– На эту тему уже написано много монографий и диссертаций, где даются различные определения медиаобразования. Если рассматривать трактовки этого определения с практической точки зрения, то выделяются два подхода. Первый – широкий, когда медиаобразование рассматривается как обучение при помощи медиа. Сюда входят не только средства массовой информации и соцсети, но и, к примеру, нарисованный комикс, написанное на стене слово. Все будет зависеть от того, кто выступает в роли субъектов медиаобразования.

 

Второй – узкий подход, когда мы готовим объективного пользователя, подготовленного читателя, зрителя и формируем у него основы критического мышления. Для детей и молодежи это направление реализуется в рамках юнкоровского движения (работа школьных и городских СМИ). Для взрослых – в рамках фактчекинга. Так, в Америке и Европе создается целая система сайтов и курсов, направленных на борьбу с фейк-ньюс (сообщениями в традиционных СМИ и социальных медиа, вводящими в заблуждение, содержащими неправду или полуправду). В качестве примеров таких ресурсов можно привести сайты FactCheck.org и The Fact Checker. В России тоже существуют такие проекты. Например, «Лапшеснималочная», на базе которой бывший редактор сайта «ИноСМИ» Алексей Ковалев раскрывает технологии манипулирования целевой аудиторией.

 

Нужно всем знать основы медиабезопасности

 

– Когда нужно начинать медиаобразование? В каком классе или в каком возрасте? Как Вы считаете, в школе должен быть какой-то отдельный предмет по этому направлению?

 

– Все зависит от цели, которую ставит перед собой учебное заведение. Медиаобразование ведь начинается не со школьной скамьи, а с момента, когда 6-месячный ребенок начинает реагировать на медиа, в частности, на рекламу по телевизору. Здесь медиаобразованием занимается не школа, а семья, хотя я бы это отнесла к категории пассивного медиаобразования. Сейчас наблюдается привычная картина: после ужина вся семья собирается в одной комнате, но не коммуницирует, так как каждый находится в своем планшете, компьютере, телефоне.

 

В европейских странах элементы медиаобразования включаются уже в детских садах, начиная с 4-летнего возраста, когда ребенок пережил кризис самости и уже осознает себя. Акцент ставится на безопасном телевидении, затем интернете. Это направление становится популярным и в России.

 

По моим наблюдениям, уроки информационной безопасности следует проводить не только в школе, но и университете. Многие студенты считают, что любую информацию, которую они разместили в соцсетях, можно также легко удалить. А это не так, весь размещенный контент хранится в интернете практически вечно. Есть даже специальные программы, которые позволяют получить к нему доступ. Информацию из личных аккаунтов в соцсетях сегодня оценивают службы безопасности банков, прежде чем принять решение о выдаче кредита. Публичное поведение в социальных медиа – это важный элемент медиаобразования.

 

В рамках эксперимента часть московских и питерских школ разрабатывает и реализует учебные программы по основам медиабезопасности или основам медиаобразования. На занятиях детям рассказывают не только о небезопасном контенте, но и что делать, если ты столкнулся с троллингом или кибербуллингом, то есть настоящей травлей в соцсетях.

 

«Цель медиаобразования – осознанные действия»

 

– Насколько медиаобразованы современные школьники? И можно ли измерить уровень медиаобразования?

 

– Вопрос из серии: «Можно ли измерить уровень интеллекта»? Кто-то говорит да, кто-то нет. Смотря, что мы имеем ввиду. Если говорить про цифровую грамотность – владение технологиями и программами, например, умение монтировать видео, в этом случае дети грамотнее взрослых. Умение ориентироваться в технических новинках и работать с разными потоками информации – одно из преимуществ поколение Z. Теория поколений, разработанная американскими специалистами Вильямом Штраусом и Нейлом Хоувом, многое объясняет. Современные дети действительно родились с кнопкой на пальце: прекрасно ориентируются во всех новых программах, проектах и т. д. Они понимают, как сделать, но не всегда осознают, зачем это нужно.

 

Цель медиаобразования – сформировать осознанность своих действий в медиасреде. Не просто так выложить в блог очередной пост или ролик формата «я сегодня это увидел или это съел», а создать информационно насыщенное сообщение. В сфере целеполагания у современных школьников возникают трудности: они воспринимают медиаобразование либо как систему общения, либо как систему развлечений. С точки зрения поколения Z, в жизни все должно быть интересным и развлекательным. С одной стороны, это правильно, потому что в процессе игры любая информация усваивается намного быстрее и хранится в памяти длительный срок. С другой стороны, мы воспитываем поколение инфантов, когда по паспорту человеку 18 лет, а по уровню осознанности – он находится на уровне 8-летнего ребенка.

 

«Если воспитание рассматривается как превентивная мера – это не имеет отношения к медиаобразованию»

 

– Тема номера «Медиаобразование как средство воспитания личности». Каким образом можно воспитывать человека с помощью медиасредств? Например, сейчас регистрируется много случаев агрессии в детской среде и в новосибирских школах. Как можно исправить эту ситуацию с помощью медиаобразования?

 

– Агрессивное поведение вообще характерно для подростков, так как это способ заявить о себе миру и противостоять давлению общества и опыта, уже накопленного культурой. Одной из разновидностей агрессии сегодня является кибербуллинг или кибертравля. Это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение компрометирующей информации, в том числе публикация «неприличных» фотографий.

 

Раньше конфликтные ситуации решались в офлайне: назначались «встречи» после уроков, где-то отношения выяснились стенка на стенку. Сейчас онлайн-общение представляет бОльшее количество ресурсов для нападения, к тому же такой формат общения рассматривается инициатором конфликта как безопасный. Здесь важно обратить внимание на распределение ролей. Есть булли (человек-агрессор), объектом кибербуллинга может стать кто угодно и из-за чего угодно – то, что вы любимчик учителя, то, что вы хуже или лучше всех одеваетесь, что у вас не той формы уши и т. д. В роли заложников оказываются и, так называемые, зрители, которые, как правило, выбирают сторону булли для того, чтобы самим не стать следующей жертвой.

 

Если воспитание рассматривается как превентивная мера, чтобы, например, на уроке все тихо сидели, в общей группе класса в соцсетях никто ни на кого не нападал, то это не имеет отношения к медиаобразованию. Одна из задач медиаобразования, например, это объяснить ребенку, что количество собранных твоим постом лайков или дизлайков не имеет отношения к твоей реальной жизни, потому что уровень успешности определяется конкретными, а не виртуальными поступками.

 

«Цензура иногда играет в минус»

 

– Отдельная тема разговора – медиабезопасность. В нашей стране уже несколько лет действует закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию. Эффективен ли он, на Ваш взгляд? И какими способами еще можно повышать медиабезопасность?

 

– Этот закон разрабатывался и журналистами, и психологами, и юристами. Он хорош с точки зрения теории, а вот на практике… Сейчас Роскомнадзор очень хорошо мониторит все небезопасные сайты. Более того, сами студенты и школьники могут обращаться к модераторам, если столкнулись с небезопасным контентом. Но очень часто срабатывает принцип противоречия: все, что небезопасно, хочется посмотреть. Запреты только подогревают интерес. Так, в Европе запрещено даже в социальных роликах что-то рассказывать про реабилитацию наркоманов, людей с алкогольной зависимостью, потому что для подростковой среды это своеобразная реклама.

 

Что касается мер, принимаемых для обеспечения медиабезопасности школьников, то иногда просто перегибается палка. Яркий пример – «купированный интернет» в наших школах. Уже третий год сталкиваюсь с такой ситуацией: когда обсуждаем научно-исследовательские работы, я предлагаю поискать научные статьи в интернет-версии Российской государственной библиотеки им. Ленина, которая называется «Киберленинка». Зайти на школьных компьютерах на этот ресурс мы не можем. На запрос получаем ответ, что «это небезопасный контент». Всё, что связано со словом «кибер», автоматически блокируется. Цензура иногда играет в минус.

 

«Реперные точки образования – это школьные пресс-центры»

 

– Как связаны школьные пресс-центры, редакции и видеостудии с медиаобразованием?

 

– В рамках узкого подхода к трактовке медиаобразования – это в первую очередь работа с юнкорами. Обычно хороший пресс-центр организует всю информационную жизнь школы, лицея, гимназии. В некоторых учебных заведениях Новосибирска даже проводятся декады прессы, когда в интересных мастер-классах, конкурсах, квестах задействована вся школа.

 

Важным моментом в деятельности школьных пресс-центров и медиастудий является создание информационного продукта (газеты, журнала, видеоролика и др.).

 

Не бывает игры в журналистику: работая в пресс-центре, юнкор узнает многие секреты корреспондентской кухни. Даже если потом эти ребята не будут журналистами, они станут хорошими специалистами в другой сфере, особенно там, где важна коммуникация. Также те, кто работают в пресс-центрах и медиастудиях, умеют организовать свою деятельность, у них нет проблем с тайм-менеджментом, так как они прекрасно знают, что такое нарушить дедлайн. И уровень мотивации к обучению в школе у таких ребят, как правило, выше, потому что они понимают, что журналисту проще работать, когда у него есть знания в различных областях. Юнкоры могут не только написать текст, но и сократить его, адаптировать для разных информационных площадок (для сайта, группы «Вконтакте» и др.), то есть по сути для разного читателя. Поэтому реперные точки образования – это школьные пресс-центры.

 

«Я считаю, что медиапедагог тот, кто занимается самообразованием»

 

– Нужно ли учителей обучать медиаобразованию? Какие возможности есть в Новосибирске для этого? Медиапедагог – кто он, чем должен заниматься, сколько таких специалистов в настоящее время в городе?

 

– В России сейчас всего два университета готовят медиапедагогов в рамках магистратур по направлению «Медиаобразование». В Московском государственном педагогическом университете магистерская программа представлена по направлению «Журналистика». Новосибирский педагогический университет реализует магистерскую программу в рамках направления «Педагогическое образование». Совместно два университета выпустили чуть больше сотни специалистов в сфере медиаобразования.

 

На практике в современных школах многие учителя-предметники являются медиапедагогами. Они используют различные медиаресурсы для того, чтобы сделать свои занятия интересными. Это не только ролики с «Yotube», но и крупные интерактивные образовательные медиапроекты. В качестве примеров можно привести интересные проекты о русских писателях: видеоэнциклопедия «Чехов жив» (https://chekhov.withgoogle.com), интерактивная карта «Ай да Пушкин» (https://pushkin.yandex.ru), которую создали ко дню рождения классика. На карте отмечено 99 мест, связанных с жизнью поэта. Места разделены на несколько категорий – одни рассказывают о детстве Пушкина, другие – о путешествиях, третьи – о ссылках. Пользователь может самостоятельно выбрать истории или же нажать на игральную кость и прочесть случайный факт из биографии Пушкина.

 

Часть медиаобразовательных проектов разрабатывают редакции СМИ, например, радио «Arzamas» создало официальное приложение на своем сайте (https://arzamas.academy/), где представлено много проектов, которые можно использовать на уроках литературы, истории, обществознания.

 

Медиаобразование вышло за пределы школы. Сейчас активно развиваются медиаобразовательные проекты для взрослых. На сайте информационного агентства «РИА Новости» в разделе «Инфографика» (https://ria.ru/infografika/) вы можете найти много интересных тестов, игр, просветительских лонгридов. На сайте общественно-политического издания «Медуза» представлен целый раздел образовательных игр (https://meduza.io/games): «Я ненавижу… Самообучающаяся игра «Медузы» про то, что мы все не любим делать, но делаем постоянно», «Распутай отношения между странами. Простые (и очень сложные!) геополитические задачи “Медузы” на графы». Медиаобразование – сейчас тренд! Именно в формате – медиаобразование для всех.

 

Для педагогов в Новосибирске организуются курсы повышения квалификации по медиаобразованию и мультимедийной журналистике. Я считаю, что медиапедагог в первую очередь тот, кто занимается самообразованием. Практически все специалисты в сфере медиа рекомендуют сайт «Сделано.медиа» (http://sdelano.media/), где есть интересные проекты по медиаобразованию и пошагово расписано, как их делают профессиональные журналисты, студенты и школьники.

 

Одним из востребованных форматов, который нравится молодежи, является интерактивный фильм. Его просмотр зависит от решений, которые принимает зритель. Здесь можно привести в качестве примера два замечательных проекта: «Все сложно» (фильм о жизни девушки, которой поставили диагноз ВИЧ-инфекция; https://takiedela.ru/vseslozhno/#) и «Слово» (фильм о языке вражды и нетерпимости в обществе; http://slovo-film.com/). Второй проект является своеобразной провокацией зрителя, так как герои картины зачитывают на камеру различные нетолерантные высказывания, оскорбляющие их убеждения и образ жизни по религиозному, национальному принципу. В процессе просмотра вы можете определить уровень собственной толерантности.

 

Именно на формирование толерантности направлены проекты, разработчиками которых являются медиапедагоги. В нескольких школах Москвы проводился такой эксперимент: тьюторы и классные руководители готовили для родителей и старшеклассников классные часы в виде игр-квестов, где проигрывались ситуации, связанные с делением людей по принципу «свой – чужой».

 

«Мы пока не обращаем внимания на взрослое население»

 

– Какая ситуация с медиаобразованием в других регионах России? Как выглядит Новосибирск на общем фоне? Может быть, нужна какая-то отдельная программа, региональный или городской проект, посвященный исключительно этой теме? А какой подход к медиаобразованию в других странах?

 

– Есть профессиональное медиаобразование, связанное с подготовкой журналистов, режиссеров, специалистов в сфере рекламы и связи с общественностью. Некоторые университеты вводят дисциплины по медиакритике, направленные на развитие критического мышления. Продвинутые редакции предлагают интересные медиаобразовательные курсы, направленные на развитие медиаграмотности. Например, сотрудники «Лентача» в рамках проекта «Ничоси» объясняют, как работать с соцсетями и пользователями, как ненавязчиво воспитывать, повышать уровень общей культуры, в том числе в процессе просмотра ленты новостей.

 

В Новосибирске реализуются различные медиаобразовательные проекты для молодежи, так как у нас активно развивается юнкоровское движение: работает много медиацентров, проводятся конкурсы журналистского мастерства для юнкоров. Например, на базе НГПУ каждый год проводится «Медиаполигон» – это творческая лаборатория для команд школьных пресс-центров, созданная по аналогии с творческими заданиями, которые выполняют журналисты крупных российских и зарубежных изданий.

 

Медиаобразование должно быть связано с конкретными проектами. Так, сотрудники школьных и вузовских пресс-центров организуют и освещают благотворительные акции, участвуют в городских проектах в качестве волонтёров, проводят исследования и восстанавливают неизвестные фаты из жизни Новосибирска. Медиаобразование школьников и студентов является перспективным направлением, которое развивается. На периферии оказывается медиаобразование взрослой аудитории. Меня удивило, что в Стокгольме работает университет для перспективных людей, здесь обучают новым технологиям и новому типу мышления людей «серебряного» возраста. Так как все курсы и мастер-классы бесплатные, их также посещает молодежь. В итоге происходит эффективная коммуникация между разными поколениями. В Новосибирске что-то подобное реализуется на народном факультете НГТУ, где пенсионеров обучают компьютерной грамотности. В сфере медиаобразования мы пока не обращаем внимания на взрослое население.

 

«Главное, чтобы учитель хотел заниматься этим направлением»

 

– Дайте совет, что делать школьному учителю, который заинтересовался проблемой медиаобразования. С чего начать, какие ресурсы посмотреть, с кем встретиться?

 

– Здесь важно определить, какой аспект заинтересовал педагога. Сегодня одним из популярных направлений является игровое проектирование, так как дети хотят, чтобы обучение было не только полезным, но и интересным. Специалисты в сфере медиа каждый месяц готовят обзоры таких ресурсов и новинок. Найти их можно по запросу в любом интернет-поисковике. Много интересных проектов представлено на специальном информационно-образовательном портале «Мел.фм» (https://mel.fm/).

 

Конкретные кейсы по формирования медиаграмотности, принципам фактчекинга и методические разработки представлены на базе специализированных порталов для педагогов: medianavigator.org, www.mediaeducation.ru, http://mediagram.ru.

 

Есть ресурсы научного плана, где медиапедагоги делятся своим опытом. Например, практико-ориентированный журнал «Знак. Проблемное поле медиаобразования» и журнал «Медиаобразование», которые есть в открытом доступе. Там можно посмотреть интересный обзор научных, научно-популярных новинок по медиаобразованию, которые публикуются в этих изданиях. Главное, чтобы учитель хотел заниматься этим направлением.

Постанкевич С.А.

Использование кинофрагментов на уроках литературы

Система работы с кинофрагментами в школе на уроках литературы может стать подспорьем на уроках литературы. Конечно, нужно отметить, что современный кинематограф — очень спорное явление. Но увлеченность современных подростов кино является прекрасным поводом для их знакомства с лучшими фильмами золотого фонда советского кинематографа и использования фрагментов художественных и документальных фильмов на уроках литературы.

Уместно вспомнить слова советского и российского литературоведа В. Г. Маранцмана: «Увлечение кино для многих педагогов — признак падения интереса к литературе, упадка самой культуры чтения. И в ревностном желании отстоять литературу мы прибегаем к самому нехитрому оружию — забвению кино в школе. Мы делаем вид, что его не существует, мы обходим готовый вспыхнуть разговор о кино на уроке. Мы подавляем интерес к кино, «защищая литературу». А между тем надо развивать интерес к кино» [5].

Наши ученики очень любят говорить: «Зачем книгу читать? Я посмотрел фильм!» Однако систематическая работа показывает, что «есть целые области жизни, чувств, ума человеческого, подвластные только литературе и выразимые только ею» [1]. Вот к этому важнейшему выводу и стремимся мы привести наших учеников, в течение многих лет работая с ними.

Литература — это явление культуры, и уроки литературы в школьном курсе становятся чуть ли не единственными уроками культуры, знакомящими учащихся с разными видами искусства. Научиться понимать искусство — трудная задача

В книге Ю. Лотмана и Ю. Цивьяна «Диалог с экраном» читаем: «Разные виды искусства, обладая каждый своим языком, воссоздают разные образы мира, но только два из них — искусство слова и кинематограф пользуются целым набором языков, позволяющих воссоздать предельно полный образ реальности. Это делает их особенно значимыми в истории культуры» [6].

К огромному сожалению, современные школьники не знакомы с хорошим кинематографом вообще, и отечественным в особенности. Приведу несколько весьма грустных примеров. Несколько лет назад на уроке литературы в 7 классе во время изучения повести А. Грина «Алые паруса», написанной великим мастером слова в Крыму, показывала фрагменты одноименного советского художественного фильма («Мосфильм», 1961 г., реж. А. Птушко). Дети с интересом смотрели, восхищались красотой морских пейзажей и очень удивились, когда узнали, что фильм снимался тоже в Крыму.

По итогам опроса учащихся  9-11 классов можно условно выделить три ступени в овладении подростками художественной структурой фильма:

● «фабульная»

Более 80 процентов опрошенных указали в качестве любимых киножанров комедию и приключения. Анализ ответов показал, что чаще всего респонденты актера и героя не разделяют, имена режиссера, сценариста и т. д. их не интересуют, фильмы с медленно развивающейся фабулой стараются не смотреть.

● «смысловая»

Около 15–18 процентов респондентов отождествляют себя с героями фильмов, переживают и радуются вместе с ними, интересуются именами создателей фильмов и их творческой биографией, отслеживают карьерные успехи любимых актеров.

● «эстетическая»

Мизерная часть подростков (3–5 процентов) стараются постичь авторский замысел, мыслят образами, способны провести компаративный анализ образов героев фильма и героев литературного источника, задумываются о нравственных вопросах, поднимаемых авторами фильмов.

Таким образом, анализ опроса учеников 9–11 классов показал, что кинематограф воспринимается большей частью подростков в качестве одного из способов отдыха, не сопровождается глубокой мыслительной деятельностью. Поэтому кропотливая работа учителя литературы с кинофрагментами в урочной и внеурочной деятельности позволит ему не только развить критическое мышление подростков и сформировать навыки глубокого анализа кинотекста, но и будет способствовать овладению ими третьей ступенью познания художественной структуры кинофильма.

Система работы с кинофрагментами апробирована еще советской школой и всегда давала хорошие результаты. Можно утверждать, что в ходе такой работы интерес к литературе повышается, а литературное развитие наших учеников протекает интенсивнее при специально организованном взаимодействии читательской и зрительской деятельности.

Методические условия, обеспечивающие эффективность данного взаимодействия:

● предварительное знакомство учеников с кинематографом как

особым видом искусства, его выразительными средствами;

● нацеливание на выполнения заданий по итогам просмотра;

● обсуждение фильма и обмен впечатлениями, создающие ситуацию мотивации (обращение подростков к произведению литературы);

● хорошо продуманный и подготовленный анализ прочитанного и увиденного — способ формирования навыков оценки событий, поступков героев, развития критического мышления.

При выборе художественного фильма (кинофрагмента) необходимо придерживаться следующих правил:

● содержание должно соответствовать разделу учебной программы и удачно иллюстрировать изучаемый на уроке материал;

● учитывать возрастные особенности учеников;

● не содержать недопустимых сцен;

● быть интересным для подростков.

Активное использование художественных фильмов и кинофрагментов на уроках литературы позволяет решать следующие задачи:

● активизировать процесс развития критического мышления подростков посредством использования кинофрагментов;

● развивать навыки оценки духовно-нравственного содержания

фильмов и соотношения с общепринятыми нормами морали в обществе;

● создавать условия для сохранения языкового богатства литературы через повышение престижа экранизированной киноклассики;

● активизировать воздействие аудиовизуальных искусств на уроках литературы для создания у учащихся целостной картины мира, образов, максимально приближенных к жизни через уникальность личностного восприятия;

● максимально переходить от поверхностного, стереотипного чтения и восприятия произведений литературы к целенаправленному,

внимательному;

● развивать устную и письменную монологическую речь учащихся,

создавая проблемные ситуации и ситуацию успеха;

● формировать навыки участия в дискуссии, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, опираясь на произведения литературы и кинематографа, а также жизненный опыт.

Приемы подачи кинофрагментов на уроках литературы:

Приемы

Методические задачи

Использование кинофрагментов, отдельных сцен

Иллюстрация основных аспектов анализа художественного произведения

Использование нескольких

кинофрагментов, отдельных сцен

Создание проблемных ситуаций и выполнение заданий:

- компаративный анализ увиденного и прочитанного;

- составление вопросов по кинофрагментам;

- ответ на вопросы, прозвучавшие в кинофрагментах;

- указание соответствия кинофрагментов эпизодам

художественных произведений;

- расположение кинофрагментов в логической последовательности;

- поиск недостающего кинофрагмента в соответствии

с художественным произведением;

- озвучивание кинофрагментов;

- сопоставление кинофрагментов с иллюстрациями к

художественным произведениям и др.;

- написание эссе, сочинения, рецензии, критической

статьи

М. Г. Дорофеева, петербургский преподаватель, кандидат педагогических наук так охарактеризовала кинематограф: «Истинные произведения кинематографа, которые не только бы усиливали эмоции зрителейподростков, но и заставляли бы ощутить и осознать сложность мира, драматизм человеческой жизни, не доступны школьникам. Причины этого коренятся в низкой аудиовизуальной культуре подростков, во многом определяющейся политикой СМИ, засоряющих экран низкосортной продукцией массовой культуры. И все же учитель литературы должен грамотно реагировать на происходящие в культуре процессы и включать новые аудиовизуальные искусства в процесс литературного художественного развития школьника, так как литература — это единственный школьный предмет, который позволяет систематически развивать эмоциональные, эстетические, духовные качества школьников» [9].

Литература

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 445 с.

2. Берштейн А. Я. Художественные фильмы на уроках литературы [Текст] /

А. Я. Берштейн // Вечерняя средняя школа. 1967. № 1.

3. Гусева Л. С. Взаимодействие читательской и зрительской деятельности на уроках литературы как средство повышения интереса к чтению [Текст] / Молодой ученый. 2017. № 1.1. С. 9–11.

4. Игнатов К. Ю. Произведения художественной литературы и их экранизация // Материалы Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Вып. 7. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

5. Маранцман В. Г. Содружество искусств на уроке литературы [Текст] / В. Г. Маранцман // Искусство анализа художественного 85 произведения: Пособие для учителей / Сост. Т. Г. Браже. М.: Просвещение, 1971. С. 166–211.

6. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном [Текст] / Ю. Лотман, Ю. Цивьян. Таллин: Александра, 1994. С. 144.

7. Прессман Л. П. Кинофильм-экранизация на уроках литературы [Текст] / Л. П. Прессман // Литература в школе. 1964. № 1.

8. Шолпо И. Л. Урок литературы — урок искусства [Текст] / И. Л. Шолпо. М.: МАИ, 1995. — 112 с.

9. Электронные ресурсы:

Дорофеева М. Г. Влияние опыта кинозрителя на литературное развитие школьников. Автореферат диссертации. — http://www.dslib.net/teoria-vospitania/vlijanie-opyta-kinozritelja-na-literaturnoe-razvitie-shkolnika

Гурецкая Н.Л., учитель ГУО «Гимназия 17 г. Минска»

Прием «Кинопробы» на уроке русской литературы как активизация познавательной деятельности учащихся (на примере пьесы Н.Гоголя «Ревизор»)

Кинопробы представляют собой такой прием активизации сотворчества читателей, как выразительное чтение.

Попробовать себя в роли актера для учащегося намного актуальнее, чем прочитать текст перед классом, или даже рассказать его наизусть.

Для проведения кинопробы можно предложить несколько ролей учащимся:

Роль 1 — режиссер, выбирающий актера на роль в фильме, сценарий которого написан по произведению. Задача режиссера — выбрать актеров, наиболее подходящих для данной роли. Для этого необходимо узнать из текста, как описывает своих героев автор; определить критерии своего выбора (например, соответствие авторскому видению, степень выразительности, соответствие внешности актера портрету героя и т. д.).

Роль 2 — актер, который очень хочет сняться в фильме по произведению. Задача актера — выбрать отрывок из произведения с речью героя и прочитать его; прочитать текст выразительно и передать образ героя наиболее полно.

Роль 3 — зрительный зал — комиссия. Задача комиссии — проголосовать за того или иного актера, выбрав наиболее подходящего героя на предложенную роль.

Явления 8–10 II действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» являются очень важными для понимания всей системы образов, от Хлестакова до чиновников. В связи с этим именно поэтому данный эпизод встречи Городничего с Хлестаковым предлагается вниманию учащихся для подробного анализа образа главного героя и кинопробы актеров.

Поведение Хлестакова в сцене встречи с городничим определяется целым комплексом, гаммой эмоций и переживаний. Трусливый, нахальный, он не дослушивает речей городничего, не видит робости и неуверенности чиновника.

Заикаясь от страха, «ревизор» начинает обороняться жалобами на трактирщика. Уверенный, что «другая квартира», которую ему предлагают, — тюрьма, он горячится, гневается, а авторские ремарки показывают, насколько смешно он выглядит: «храбрясь», стучит кулаком по столу. Нелепые восклицания, срывающиеся с губ Хлестакова: «Я прямо к министру!.. Что вы! Что вы!», выдают его растерянность, страх и одновременно заносчивость, которая служит герою в минуты опасности лучшим средством самозащиты. В отличие от городничего, у Хлестакова нет даже реплик в сторону. И это тоже одна из ярких характеристик этого образа: у него что на уме, то и на языке.

Однако страх городничего перед «ревизором» сильнее страха Хлестакова перед представителем городской власти, потому что Хлестаков слишком легкомыслен и ему нечего терять, по сравнению с городничим, у которого в этот момент все поставлено на карту.

I. Учитель предлагает учащимся внимательно ознакомиться с вступлением к комедии «Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров» (образ Хлестакова) в соответствии с выбранной ролью (режиссера, актера, комиссии). К сожалению, работа со статьей Н. В. Гоголя, адресованной актерам, зачастую не ведется учителями литературы в связи с ограниченным количеством часов (на изучение произведения отводится 3–4 часа в соответствии со школьной программой), хотя знакомство с данной статьёй очень важно для понимания образа «ревизора».

II. Далее идет «кастинг» актеров на роль Хлестакова, чтение и представление явлений 8–10 действия II.

III. Обсуждение игры актеров, выбор лучшего актера, сумевшего передать всю гамму эмоций Хлестакова в данном эпизоде. Подведение итогов работы.

— Кто из актеров внешне похож на Хлестакова больше всего? Почему? Докажите Вашу точку зрения текстом статьи «Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров».

— Кому из актеров удалось лучше всех передать страх, гнев, а затем уверенность, нахальство и хвастовство «ревизора»?

— А теперь давайте сравним игру наших актеров с игрой Андрея Миронова в спектакле Московского театра Сатиры (режиссер В. Плучек, 1982 г.).

Учащиеся просматривают фрагмент художественной версии спектакля и отвечают на следующие вопросы:

— Есть ли сходство и различия между игрой Андрея Миронова и игрой наших актеров? Чей образ, по Вашему мнению, больше похож на замысел автора?

— Какие сцены до просмотра спектакля вы представляли себе иначе?

— Что бы Вы изменили в данном эпизоде?

Таким образом, основной показатель выполнения подобного рода «театрализованно-ситуативных» творческих заданий — это способность перевоплощаться в заданный образ. В результате у учащихся развивается индивидуальное, творческое мышление, отвечающее «понятийному» и «креативному» показателям художественного развития личности в области медиакультуры.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

От правовой грамотности – к гражданской ответственности